Цель: формирование представления об условиях жизни на Земле

Задачи:

1. Изучить особенности возникновения экологических кризисов;

2. Изучить aпричины возникновения современных экологических проблем;

3. Сформировать представления об охране биосферы;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).

Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

На протяжении многих тысячелетий человек брал из биосферы необходимые для него ресурсы, не разрушая естественное равновесие. Сегодня с ростом и развитием общества – человек оказывает все большее разрушающее воздействие на окружающую среду. Но возможно ли «мирное» существование человечества и природы в гармонии, без уничтожения?

Тема нашего урока: «Человек – часть биосферы»
Сегодня мы узнаем:

1. О взаимодействии человека и биосферы

2. Об экологических кризисах в истории человечества

3. О современных проблемах биосферы

4. О видах охраны биосферы

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

По подсчетам ученых, сегодня разрушено порядка 63% биосферы. Большая часть разрушения приходится на 20 век. От деятельности человека пострадали обширные территории Южной и Юго-восточной Азии, Северной и Южной Америки.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

В истории Земли, человечество не раз вступало в противоречия с природой. Это противоречие приводило к возникновению экологического кризиса.

Впервые экологический кризис возник в период охоты и собирательства. Он привел к истреблению мамонтов, шерстистых носорогов и большерогих оленей.

Путем преодоления кризиса стало выращивание продуктов питания и появление 10-12 тысяч лет назад сельского хозяйства.

В период развития земледелия возник следующий экологический кризис. Причиной возникновения его стало большое скопление населения в земледельческих районах, выращивание одних и тех же культур, приведшее к обеднению почв, а также строительство систем орошения почв.

Быстрое развитие промышленности привело к возникновению экологического кризиса в 20 веке. Для этого характерно воздействие человека на биосферу в огромных масштабах, которое проявилось в нерациональном использовании богатств животного и растительного мира и в загрязнении среды обитания живых организмов.

Современные экологические проблемы.

Сегодня особенно остро для человечества стоят вопросы решения экологических проблем, которые возникли в биосфере. Все экологические проблемы можно определить в несколько групп.

1 группа. Нарушение среды обитания живых организмов. Одна из проблем – загрязнение вод Мирового океана. Особую проблему представляет нефтяное загрязнение вод Мирового океана нефтепродуктами. При разливе нефти из танкеров или с буровых установок, на поверхности океана образуется нефтяное пятно, препятствующее взаимодействию океана с атмосферой, и нарушающее воздухообмен между ними. Или, например, выброс отработанных сточных вод промышленных предприятий приводит к повышению температуры воды в водоеме и гибели многих живых организмов.

Другая группа проблем связана с созданием и использованием человеком искусственных веществ. Также вещества, даже после окончания срока службы ,могут выделять в атмосферу вредные вещества. В процессе хозяйственной деятельности человек использует опасные для жизни вещества, такие как ртуть, мышьяк, радиоактивные вещества.

Актуальной является проблема сокращения биоразнообразия. Сбор редких видов растений, чрезмерный и неконтролируемый вылов рыбы, охота на редкие виды животных приводит к сокращению численности видов растений и животных. Вырубка значительной площади лесов приводит к сокращению биоразнообразия. Ежегодно сокращается порядка 20 миллионов гектаров лесов, приводящее также к уменьшению численности растений и животных.

Сохранение биологического разнообразия в биосфере – необходимое условие ее существования! Основу экологической политики множества стран должна составлять борьба с сокращением биологического разнообразия.

Для поддержания равновесия сегодня во многих странах мира, территории взяты под охрану, создаются заповедники, заказники, особо охраняемые природные территории, национальные парки и т.д.

Уникальные природные объекты вносят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а редкие и исчезающее виды заносят в Красную книгу.

Также существуют и другие способы сохранения видов живых организмов, такие как:

1. Заповедник, участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. В Российской Федерации (на 1994) около 90 заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств. В заповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

2. Зоопарк, научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. От зоосада отличается большей территорией, более обширной и разнообразной коллекцией животных. В 1990 в мире было ок. 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации ок. 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.

3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (природный национальный парк), территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Первый в мире Йеллоустонский национальный парк основан в 1872 в США. К 1982 в мире создано более 1200 национальных парков и других охраняемых территорий, близких к ним по организации, площадь более 2,7 млн. км2, в т. ч. Банф, Гауя, Казиранга, Корбетт, Лахемаа, Серенгети, Цаво. БАНФ (Banff), национальный парк в Канаде, на восточных склонах Скалистых гор. Основан в 1885. Площадь 664 076 га. Хвойные леса. Чернохвостый олень, вапити, снежная коза, гризли и др. ЦАВО (Tsavo), национальный парк на юго-востоке Кении. Основан в 1948. Площадь 2080 тыс. га. Саванны, кустарниковые заросли, горные и галерейные леса. Слон, носорог, антилопы (импала, орикс, куду, геренук и др.), жираф. Научный центр — Цаво. Туризм.

   1. ЗАКАЗНИК, территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.

   2. ПИТОМНИК 1) хозяйство, занимающееся размножением и выращиванием сеянцев и саженцев растений, а также животных (собак, змей и др.). 2) Участок в опытном или научно-исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений.

   3. БОТАНИЧЕСКИЙ САД научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и культурно-просветительное учреждение. В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений. Широко известны Главный ботанический сад РАН и ботанический сад Московского государственного университета (Москва), Никитский (Крым), Сухумский и Батумский (Грузия), ботанический сад Ботанического института Российской АН (Санкт-Петербург), ботанический сад в Кью (Великобритания), в Упсале (Швеция), ботанический сад Калькутты, Бейтензоргский ботанический сад на о. Ява и др.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

Перечислите основные экологические кризисы в истории Земли. Какими причинами они были вызваны? К каким последствиям они привели? Ответ занесите в таблицу.

Какие группы экологических проблем вы знаете? Приведите примеры каждой из них

На представленных ниже снимках заметны последствия хозяйственной деятельности людей. К каким экологическим последствиям это привело?

Предложите эффективные на Ваш взгляд решения представленных проблем.

Определите, какие виды живых организмов представлены на изображении? Какие меры для их сохранения предусмотрены человеком?

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Какая причина возникновения экологических кризисов?

Главная причина возникновения экологических кризисов – перемена в производительных силах общества.

- Какие три группы современных экологических проблем можно выделить?

Проблема нарушения среды обитания живых организмов;

Проблема создания и использования человеком искусственных веществ;

Проблема сокращения биоразнообразия.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Перечислите основные экологические кризисы в истории Земли. Какими причинами они были вызваны? К каким последствиям они привели? Ответ занесите в таблицу.

Кризис (период истории)

Причины возникновения

Последствия

I

(с………………………………)

 

 

II

(с………………………………)

 

 

III

(с………………………………)

 

 

2. Какие группы экологических проблем вы знаете? Приведите примеры каждой из них

3. На представленных ниже снимках заметны последствия хозяйственной деятельности людей. К каким экологическим последствиям это привело?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Предложите эффективные на Ваш взгляд решения представленных проблем.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. Определите, какие виды живых организмов представлены на изображении? Какие меры для их сохранения предусмотрены человеком?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

На уроке мне было: