Цель: формирование представления о географической оболочке.

Задачи:

1. Изучить особенности географической оболочки и ее границы ;

2. Изучить этапы формирования географической оболочки;

3. Сформировать представления о свойствах географической оболочки;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Вы уже успели изучить 4 оболочки Земли. Вспомним их: воздушная - атмосфера, каменная - литосфера, водная - гидросфера, оболочка жизни - биосфера. Но могут ли они существовать обособленно друг от друга или они взаимосвязаны между собой. Об этом мы сегодня и будем говорить

Тема нашего урока: «Географическая оболочка».

Нам сегодня предстоит изучить:

1. Что такое географическая оболочка

2. Границы географической оболочки

3. Особенности формирования географической оболочки

4. Свойства географической оболочки

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Каменная, водная и воздушная оболочки Земли называются геосферами. Они взаимно пронизывают друг друга, образуя особую оболочку – географическую.

Надпись на экране – Что такое географическая оболочка?

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Представление о географической оболочке было введено русским метеорологом и географом П.И. Броуновым в 1910 году. Современное понятие разработано и введено в систему географических наук в 1932 году А.А. Григорьевым.

Геосферы взаимосвязаны друг с другом. Особенно активно взаимодействует нижний слой атмосферы, верхняя часть литосферы, вся гидросфера и биосфера. Взаимосвязанные геосферы обмениваются веществом и энергией, образуя особую по своим свойствам географическую оболочку, состоящую из газов атмосферы ,жидких веществ гидросферы, твердого вещества литосферы, живых организмов биосферы.

Географическая оболочка охватывает всю земную поверхность, но не включает в себя все оболочки Земли целиком.

Надпись на экране.

Границы географической оболочки практически совпадают с границами биосферы. В атмосфере географическая оболочка простирается до «озонового экрана». Нижняя граница на глубине нескольких километров, так как только верхняя часть земной коры находится под воздействием атмосферы.

В океане проходит по океаническому дну. Мощность географической оболочки составляет примерно 30-40 километров.

Надпись на экране.

Формирование географической оболочки.

Географическая оболочка формировалась на Земле постепенно. В ее формировании можно выделить три этапа:

1. Добиогенный (геологический) этап. Возник 4000 миллионов лет назад и продолжался до 570 миллионов лет. На раннем этапе развития оболочки сформировались материки и впадины океанов, около 2 миллиардов лет назад появились многоклеточные организмы.

2. Этап – Биогенный. В этот период происходит формирование современной водной и воздушной оболочек Земли, почвенного покрова и «озонового экран». Быстрыми темпами развивается жизнь. Возник 570 миллионов лет назад и имел продолжительность до 40 тысяч лет назад.

3. Этап, возникший 40 тысяч лет назад и продолжается по настоящее время, называется антропогенный. Этап ознаменовался появлением человека. Данный этап характеризуется также постоянно растущим воздействием человека на окружающую среду.

Географическая оболочка обладает присущими только ей свойствами:

1. Целостность. Все составляющие географической оболочки образуют целостное за счет круговорота вещества и энергии. Правило целостности географической оболочки звучит следующим образом: «Изменение одной из сфер географической оболочки приводит к изменению других сфер»;

2. Зональность. Неравномерное нагревание земной поверхности приводит к изменению температурного режима от экватора к полюсам. С этим связано и изменение других природных показателей. Широтной зональности подчинены все компоненты природы (вода, воздух, почва, растения и животные). В горных районах понижение температуры с высотой приводит к изменению условий от подножий к вершинам. Данная закономерность называется высотной поясностью;

3. Географическая оболочка обладает свойством ритмичности – повторяемости во времени природных процессов и явлений. Ритмичность свойственна как живым (биогенным) так и неживым (абиогенным) компонентам живой оболочки. В природе существуют различные ритмы: суточные, годовые, вековые. Суточными ритмами являются: смена дня и ночи, суточное изменение температуры, направление бризов, сон и бодрствование у животных , фотосинтез и дыхание для растений. Годовой ритм – смена сезонов года, сезонное изменение температуры воздуха, направление муссонов, сезонные изменения  в жизни растений и животных.

Элементы географической оболочки.

Главные элементы географической оболочки – горные породы, входящие в состав земной коры, воздушные и водные массы, почвы и биогеоценозы. В полярных областях и горах активны ледники. Данные элементы ,составляющие географическую оболочку, образуют различные комбинации. Форма той или иной комбинации определяются количественные компоненты и их внутренние видоизменения, а также характером их взаимодействия.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

Дайте определение понятия «географическая оболочка»

Укажите, какие сферы входят в состав географической оболочки, где расположены их границы?

На ленте времени отметь основные этапы развития географической оболочки.

Укажите, какими свойствами обладает географическая оболочка. Заполните кластер

Заполните таблицу, указав какие процессы в географической оболочке относятся к суточным, какие к годовым

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Какие части геосфер Земли образуют географическую оболочку?

Нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, взаимодействуя друг с другом образуют географическую оболочку.

- Какие выделяют этапы формирования географической оболочки?

Выделяется добиогенный, биогенный и антропогенный этапы.

- Какими свойствами обладает географическая оболочка

Географическая оболочка обладает целостностью, зональностью и ритмичностью.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Дайте определение понятия «географическая оболочка» - _____________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

2. Укажите, какие сферы входят в состав географической оболочки, где расположены их границы?

3. На ленте времени отметь основные этапы развития географической оболочки

4. Укажите, какими свойствами обладает географическая оболочка. Заполните кластер

5. Заполните таблицу, указав какие процессы в географической оболочке относятся к суточным, какие к годовым

СУТОЧНЫЕ

ГОДОВЫЕ

 

 

 

На уроке мне было: