Цель: формирование представления об условиях жизни на Земле.

Задачи:

1. Изучить особенности формирования почв

2. Изучить состав почв;

3. Сформировать представления о влиянии человека на почвы.

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. А также, опустимся на дно Мирового океана и узнаем, какие живые организмы обитают на дне Марианской впадины м в арктических пустынях.

Тема нашего урока: «Почвы».

Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растет? Одна из причин в почве ,а точнее в ее плодородии.

Нам сегодня предстоит изучить:

1. Что такое почва и каково ее строение?

2. Какие бывают типы почв?

3. Какие меры необходимо предпринимать человеку для охраны почв?

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Почва – чрезвычайно важный элемент природного комплекса, зависящий от всех его компонентов. Растения и животные участвуют в процессе почвообразования (на экране схема природного комплекса), климатические условия (уровень тепла и влаги влияют на зональное распределение почв). Воздух и вода определяют структуру почвы. Особенно сильно на почвенный покров стал оказывать влияние человек.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Надпись на экране «Что такое почва?»

Почва – это верхний плодородный слой земной коры на суше. Почва формируется под воздействием на горные породы воды, воздуха и живых организмов. При изменении климата, растительного и животного мира – изменяются и почвы. Но изменение почвы приводит к изменению растительности, ведь именно почва обеспечивает растения питательными веществами. Почвы – важнейшая часть географической оболочки.

Надпись на экране. «Как формируется почва».

«Сорная трава растет быстро», - говорили римляне, но именно эта быстрота и дает возможность выявлять самые недавние нарушения в природе. Народное название таких растений - бурьян, а в научной литературе их называют рудеральной, или пионерной, вторичной, временной растительностью.

Такие растения первыми поселяются на новых территориях. При неблагоприятных условиях они через некоторое время погибают, а при благоприятных живут на этом месте по нескольку лет и разрастаются с удивительной быстротой. Через некоторое время на их место приходят более сильные растения, безжалостно вытесняя «первооткрывателей». Общая черта всех растений-пионеров - приспособленность к довольно сложным условиям существования: резкимколебаниям температуры, повышенной освещенности. Но с другой стороны, они невыносят тесноты и соседства с другими растениями.

Надпись на экране «Строение почвы».

Почва состоит из нескольких взаимосвязанных слоев, называемых почвенными горизонтами. У разных типов почв мощность горизонтов различна, а у некоторых они вообще могут отсутствовать.

Аллювиальный – самый верхний горизонт лесных и степных почв, который состоит из опавшей листвы, хвои, стеблей травы – лесная подстилка или степной войлок.

Гумусовый горизонт – это остатки растений, перерабатываемый живыми организмами, населяющими почву, образуют особое вещество – гумус. Он присутствует во всех типах почв, но мощность горизонта у разных почв различна. Чем гумуса больше в почве ,тем темнее ее цвет. Количество гумуса определяет главное свойство почвы – ее плодородие.

Ниже гумуса находятся переходные горизонты. Их может быть несколько. К некоторых лесных почвах образуется горизонт вымывания. Под воздействием просачивающейся сверху воды из него вымываются частицы гумуса и питательные вещества. Этот горизонт имеет светло-серый цвет, напоминающий золу, отсюда и его название – подзолистый. Вымытые из этого слоя вещества накапливаются в горизонте вмывания. Ниже переходных горизонтов находится материнская порода, влияющая на состав почвы, но слабо затронутая процессом почвообразования.

Надпись на экране. «Типы почв».

Соотношение тепла и влаги, а также состав растительного покрова, влияют на образование почвенных горизонтов. Чем выше температуры и количество выпадающих осадков, тем активнее идут процессы почвообразования. Соответственно, формирование основных типов почв подчинено закону широтной зональности.

В условиях низких температур, скорость разложения органических веществ замедляется. Мощность гумусового горизонта крайне мала. Здесь формируются тундровые почвы.

В хвойных лесах, под лесной растительностью, в районах с большим количеством осадков (более 500 мм в год), при малой испаряемости, формируется промывной режим и образуется горизонт вымывания, здесь преобладают подзолистые почвы.

В степной зоне, там где много травы, соотношение тепла и влаги оптимально, образуется мощный гумусовый горизонт, формирующий плодородную почву – чернозем.

При недостатке влаги на горных породах, содержащих соль, или засоленных грунтовыми водами, формируются засоленные почвы – солончаки, солонцы и солоди.

Надпись на экране «Охрана почв»

Охрана почв на сегодняшний день является острой проблемой, принимающей глобальные масштабы.

Почва образуется очень медленно – слой толщиной 1 см природа создает за 100 – 1000 лет, при этом, водой и ветром ежегодно разрушается до 1% пахотных земель. Она имеет непосредственное отношение к вопросам обеспечения населения нашей планеты продуктами питания. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определенных действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Проведение этих работ позволяет сохранить и повысить плодородие, а также поддержать устойчивость верхнего слоя.

Наибольшим разрушениям подвергается почвенный слой при протекании процессов эрозии. Борьба с этим явлениям, а также принятие профилактических мер для его недопущения, является важным составляющим компонентом охраны земельных ресурсов.

Комплексом защиты почв, направленных на повышение плодородия, является мелиорация. Существуют различные виды мелиорации: водная – орошение или осушение земель, химическая – внесение минеральных удобрений, биологическая – внесение в почву живых организмов.

Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

Основатель почвоведения В.В. Докучаев назвал почву одним из царств природы, наряду с царствами растений и животных. Чем можно объяснить подобное высказывание?

Какие компоненты образуют почву?

На представленном ниже изображении почвенного разреза, определите и подпишите рядом, названия почвенных горизонтов. Какой горизонт не присутствует в данном почвенном профиле?

По описанию определите тип почв:

А) Эти почвы не имеют ярко выраженного разделения почвенных горизонтов. Из-за крайне низких температур мощность гумусового горизонта очень мала. ________________

Б) Эти почвы сформировались в условиях достаточного тепла и влаги. Большое количество травянистой растительности определили повышенное содержание гумуса __________________

В) Эти почвы формируются в таежной зоне. В почвенном разрезе хорошо заметен горизонт вымывания _______________

5. Приведите примеры различных видов мелиорации. Ответ внесите в таблицу. 

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Что такое почва?

Почва – верхний плодородный слой земной коры.

Строение почвы. Почва состоит из почвенных горизонтов: лесной подстилки, гумусового горизонта, горизонта вымывания, горизонта вмывания и материнской породы.

- От чего зависит тип почв?

Тип почв зависит от соотношения темпла, влаги и живых оргпнизмов.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Основатель почвоведения В.В. Докучаев назвал почву одним из царств природы, наряду с царствами растений и животных. Чем можно объяснить подобное высказывание?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Какие компоненты образуют почву?

 

 

4. По описанию определите тип почв:

А) Эти почвы не имеют ярко выраженного разделения почвенных горизонтов. Из-за крайне низких температур мощность гумусового горизонта очень мала. _______________________________________________________

Б) Эти почвы сформировались в условиях достаточного тепла и влаги. Большое количество травянистой растительности определили повышенное содержание гумуса. ______________________________________________

В) Эти почвы формируются в таежной зоне. В почвенном разрезе хорошо заметен горизонт вымывания. ______________

5. Приведите примеры различных видов мелиорации. Ответ внесите в таблицу.

Вид мелиорации

На что направлена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уроке мне было: