Цель: формирование представления об особенностях арктических пустынь и тундры

Задачи:

1. Изучить причины возникновения зоны арктических пустынь и тундры;

2. Изучить климатические условия природных зон;

3. Изучить особенности растительного и животного мира;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Что вы представляете когда слышите об арктических пустынях? Пере глазами у вас возникает следующая картинка: (подобрать видео арктических пустынь)  низкая температура, сильный ветер и метели, снежный покров, оттаивающий лишь на короткое время – условия, ограничивающие жизнь в полярных областях. Сегодня мы поближе познакомимся с зонами полярных пустынь и тундры и узнаем, так ли безжизненны эти зоны?

Сегодня мы узнаем:

1. Что повлияло на образование этих природных зон;

2. Какие климатические условия для них характерны;

3. О растительном и животном мире природных зон.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Вы уже знаете, что природная зона – крупнейший природно-территориальный комплекс, простирающийся в широтном направлении и отличающийся однородными климатическими условиями, растительным и животным миром. От чего зависит образование природных зон?

Первичная причина образования природных зон – неравномерное получение земной поверхностью солнечного света и тепла. Из-за изменений угла падения солнечных лучей, происходит изменение температуры от экватора к полюсам. Полярные широты получают мало тепла, что способствует формированию здесь зон арктических пустынь.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Надпись на экране «Полярные пустыни»

Показ видео Дикая природа России 5. Арктика

Зона полярных пустынь распространена  в Арктике и Антарктиде. Большая часть полярных пустынь расположена в Арктике, поэтому их часто называют арктическими. В Антарктиде площадь полярных пустынь незначительна. Арктические пустыни тоже не образуют сплошной полосы. Они занимают участки каменистой суши, на короткий срок освобождающиеся из-под снега на островах Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, Северного острова Новой Земли и на многочисленных мелких островках Северного Ледовитого океана.

На материке арктические пустыни узкой каймой примыкают к окраине тундр с севера.

 А какие здесь условия! Долгая и лютая зима, продолжительная полярная ночь , летом температура ниже 0° бывает лишь 10 – 12 дней со средней температурой выше нуля, но и за это время верхний слой почвы успевает немного оттаивать. Гумусовый горизонт составляет всего лишь несколько мм.

Это удивительно, но даже в полярные пустыни проникает растительность. Даже в таком суровом климате Арктики могут произрастать около 100 видов цветковых растений. Среди них – снежный лютик, полярный мак, различные камнеломки, а еще мхи и накипные лишайники. Растут здесь и кустарники с деревьями, правда они достигают в высоту 2-3 см, в таком лесу сложно заблудиться. А вот в Антарктиде, в более суровых условиях, может произрастать всего 2 вида цветковых растений.

А кто обитает в полярных пустынях? Давайте поближе познакомимся с жителями Арктики.

Самыми многочисленными обитателями арктических пустынь являются птицы. Хрупкой птицей является розовая чайка, длиной тела всего 35 г и весом 250 г. Часто присоединяется к крупным хищникам.

На высоких отвесных скалах гнездится и проводит зиму во льдах черно-белая птица – кайра.

Легко ныряет в воду на глубину до 20 метров «северная утка» - гага обыкновенная.

Самой крупной птицей является полярная сова – хищник, охотящийся на других птиц, крупных грызунов и детенышей млекопитающих.

Очень интересным обитателем является нарвал. Нарвал знаменит своим рогом, торчащим изо рта, который на самом деле является зубом с длиной 3 метра и весом около 10 кг.

Родственником нарвала является гренландский кит, имеющий вместо гигантского зуба китовый ус с огромным языком, которым слизывает планктон.

Знаменитый полярный дельфин – белуха, крупное животное массой до 2 тонн и имеющее длину тела до 6 м. Питается белуха рыбой.

Крупнейшие плотоядные дельфины – косатки. Длина тела достигает 10 м и имеющие массу тела до 8 тонн. Вопреки представлениям о косатках, как о больших и дружелюбных дельфинах, в неволе они зачастую проявляют агрессию, но обычно не проявляют её по отношению к дельфинам и тюленям.

Тюлени – довольно крупные ластоногие. Обычно при передвижении по суше тюлени опираются на передние конечности и живот, в то время как задние волочатся по земле. В воде передние ласты действуют как руль глубины и почти не используются для гребли. Это существенно отличается от способа передвижения ушастых тюленей, которые активно используют все конечности для передвижения как по суше, так и под водой. У настоящих тюленей нет ушных раковин, а слуховой проход во время ныряния закрывается специальной мышцей. Несмотря на это тюлени имеют хороший слух. А вот глаза у этих животных, наоборот, большие, но близорукие. Такое строение органов зрения свойственно водным млекопитающим. Из всех органов чувств у тюленей лучше всего развито обоняние. Эти животные прекрасно улавливают запахи на расстоянии 200-500 м! 

Питаются тюлени разнообразными водными животными — рыбой, моллюсками, крупными ракообразными. Разные виды предпочитают охотиться на разную добычу, например, морской леопард — на пингвинов, тюлень-крабоед — на ракообразных.

Морж — самый крупный представитель ластоногих в Северном полушарии. Размеры моржей поражают воображение: в длину самцы достигают 3-4,5 м, самки 2,6-3,6 м, вес самцов 1,5-1,8 т, самки намного мельче, их масса «всего» 700-800 кг. Моржи ведут стадный образ жизни. Живут они группами по 10-20 особей, но могут образовывать лежбища до 100-3000 особей. Питаются эти животные моллюсками, беспозвоночными и ракообразными, изредка могут ловить рыбу. Бивнями морж бороздит дно моря, выкапывая оттуда спрятавшихся в толщу песка моллюсков и прочую живность.

Самым знаменитым обитателем Арктики является белый медведь. Большинство взрослых самцов весят от 300 до 800 кг (и даже больше одной тонны!) и достигают в длину 2.4-3.0 м. В основной рацион питания белого медведя входят тюлени. Охотятся мишки в одиночку. Через прорубь во льдах они как шпионы проникают ближе к жертве, которые беззаботно отдыхают на льдине.

Самые известные обитатели Арктики – пингвины. Всего на Земле известно 16 видов пингвинов. Размер этих птиц колеблется от 40 см в длину и веса 1,5-2 кг у малого пингвина до более чем метра в длину и веса 35-40 кг у императорского пингвина. Чтобы не замерзнуть пингвины часто стоят опираясь на хвост и пятки, а лапы при этом приподняты над землей. По суше пингвины передвигаются медленно, из-за вертикального положения туловища и коротких лап они семенят мелкими неуклюжими шажками. Но эти птицы могут совершать и короткие прыжки, штурмуя прибрежные скалы.

Показ видео «Заповедная Россия. Тундра».

В Северном полушарии южнее зоны арктических пустынь простирается тундра. Тундра широко распространена в Евразии и Северной Америке. В России тундра занимает второе по площади место после тайги, а в Южном полушарии тундры практически отсутствуют.

Тундра — зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня. Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима, малое количество осадков (в среднем 200-500 мм в год), причем большая доля их приходится на июль и август. Морозы в тундре длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура в азиатской тундре достигает иногда — 52°С. В любой месяц в тундре возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Коротким летом тундра зацветает. Почвы тундры сильно заболочены и бедны гумусом, но богаты полуразложившимися остатками растений – торфом.

Тундра — безлесная зона с низким и не всегда сплошным растительным покровом. Основу его образуют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые цветковые растения — травы, кустарнички и кустарники. Растения невысоко поднимаются над землей, часто имеют подушкообразные и стелющиеся формы. Кустарники — карликовая березка и ивы — нередко возвышаются над снегом, поэтому страдают от механических повреждений от переносимого ветром снега. В местах скопления снега растения лучше переносят суровую зиму, поэтому их состав здесь более разнообразен.

 Суровый климат тундры и отсутствие хороших кормов заставляют животных, обитающих в этих краях, приспосабливаться к сложным условиям жизни. Самые крупные млекопитающие тундры и лесотундры — северные олени. Их легко узнать по огромным рогам, которые есть не только у самцов, но и у самок. Крупные расходящиеся копыта позволяют оленю, не проваливаясь, ходить по рыхлому снегу и мягкому грунту. Зимой олени питаются преимущественно лишайниками, выкапывая их из-под снега, глубина которого иногда доходит до 80 см. Не отказываются они и от леммингов, полёвок, могут разорить птичьи гнёзда, а в голодные годы даже обгладывают друг у друга рога.

Вместе с северными оленями в тундре обитают полярные волки, песцы, полярные зайцы, белые куропатки, полярные совы. Летом прилетает множество перелётных птиц, по берегам рек и озёр гнездятся гуси, утки, лебеди, кулики.

Из грызунов особенно интересны лемминги —пушистые зверьки величиной с ладонь. Пытаясь найти корм, лемминги совершают массовые миграции — огромная волна грызунов мчится по бескрайней тундре, а когда на пути встречается река или море, голодные зверьки под напором бегущих следом падают в воду и погибают тысячами. 

Вдоль границы тундры неширокой полосой простирается лесотундра, представляющая собой чередование участков тундры и леса.

Сопровождение

Показ видео Дикая природа России 5. Арктика
Учитель закадрово комментирует (подбирать видеофрагменты под рассказ)

Показ видео Заповедная Россия. Тундра
Учитель закадрово комментирует (подбирать видеофрагменты под рассказ)

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

На контурной карте отметьте границы распространения  полярных пустынь

Как вы считаете, почему жизнь обитателей полярных пустынь связана с морем?

Изучите внешний вид обитателей зоны арктических пустынь. Какие приспособления для жизни в суровых условиях имеют животные?

В каких районах Земли распространена зона тундры?

Какими природными условиями можно объяснить возникновение болот в  тундре?

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Где распространены зоны полярных пустынь?

Зона полярных пустынь распространена большей частью в Арктике и имеет небольшой ареал Антарктиде.

- Чем объяснить суровые климатические условия в зоне полярных пустынь?

Полярные и приполярные широты получают небольшое количество солнечного тепла.

- Какая форма растительности преобладает в тундре? Почему?

Преобладающими формами растений в тундре являются травы, кустарнички и кустарники, защищающиеся от сильных ветров.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. На контурной карте отметьте границы распространения  полярных пустынь

2. Как вы считаете, почему жизнь обитателей полярных пустынь связана с морем?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. Изучите внешний вид обитателей зоны арктических пустынь. Какие приспособления для жизни в суровых условиях имеют животные?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4. В каких районах Земли распространена зона тундры?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Какими природными условиями можно объяснить возникновение болот в тундре?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

На уроке мне было: