Литература. 11 класс
Урок 48. «Чудики» Шукшина (по рассказам «Срезал» «Обида», «Алеша Бесконвойный, «Чудик»)
Конспект урока
Литература
11 класс
Урок № 48
«Чудики» Шукшина (по рассказам «Срезал» «Обида», «Алёша Бесконвойный», «Чудик»)
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Биография писателя;
2. Особенности шукшинских героев;
3. Проблематика рассказов писателя.
Тезаурус
Деревенская проза — курс в русской литературе 1960-1980-х годов, направленный на осмысление драматической судьбы крестьян, русской деревни XX века, с особым вниманием к проблемам нравственности и к связям человека и природы.
Речевое поведение — способ взаимодействия объекта с окружающей средой, выраженная в речи.
Список литературы
Основная литература:
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.
2. Проза В. Шукшина: учебное пособие для педагогических институтов по специальности. Русский язык и литература. М.: Высшая школа, 1981. — 159 с.
Электронные ресурсы:
1. Персоны. В. Шукшин. // culture.ru: Портал Культура. рф. 2013 URL: https://www.culture.ru/persons/2222/vasilii-shukshin (дата обращения: 16.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Главная тема творчества Василия Шукшина — это жизнь деревенского жителя. В своих рассказах он показывает читателю людей из народа, с их бытовыми заботами и тревогами, проблемами и конфликтами.
Человек в рассказах Шукшина, в основном, не доволен своей жизнью, бытом, он не хочет быть как все, мириться с этой «одинаковостью» и стремится показать свою индивидуальность не совсем стандартными и логичными поступками. Таких шукшинских героев и называют «чудиками».
В рассказе «Чудик» автор знакомит нас с одним из них так: «С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Звали его — Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».
Простому обывателю непонятен чудик. У него необычный вид, он стремится к прекрасному, к получению новых знаний. Эти герои наивно пытаются доказать всем, что жизнь — это постоянный процесс поиска хорошего, доброго и справедливого, всего лучшего, что есть в обществе.
Шукшин говорит: «Есть на Руси ещё один тип человека, в котором время, правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаённо и неистребимо, как в мыслящем и умном… Человек этот — дурачок. Это давно заметили (юродивые, кликуши, странники не от мира сего — много их было в русской литературе, в преданиях народных, в сказках), и не стоило бы, может быть, так многозначительно вступать в статью, если бы не желание поделиться собственными наблюдениями на этот счёт».
«Чудики» Шукшина не осознают своей чудаковатости, но продолжают свою борьбу. Борьба эта абсурдна и комична, но ведёт читателя к важным выводам.
Каждый из них имеет свои особенности:
- чудик – философ: мыслитель в рассказе «Алёша Бесконвойный» придумывает, как уйти от суеты;
- чудик – художник в рассказе «Чудик» воплощает свои творческие способности;
- чудик – правдоискатель в рассказе «Обида»;
- чудик – жестокий демагог Глеб Капустин из рассказа «Срезал».
Однако стоит отметить и важное сходство таких героев. Особенность речевого поведения «чудиков» предполагает некоторую отстранённость от общества. Герой рассказа «Обида» восклицает: «Как же так? С какой стати он выскочил таким подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить продавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то ни стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Никто же нам их не завёз, не забросил на парашютах. Сами! Пора же им и укорот сделать. Они же уже меры не знают…».
Чудики не чувствуют комфорт в коммуникативных ситуациях с окружающими, и это приводит к последующим коммуникативным неудачам и конфликтам. Они остаются одинокими в своих стремлениях, не находят поддержки и понимания со стороны окружающих, чем вызывают жалость и сострадание. Однако из-за этих реакций такие герои больше ощущают свою нереализованность и никчёмность.
Шукшин не идеализирует чудиков. Однако, каждого из них он наделяет гуманностью и человеколюбием. В неспособности выразить себя, в этом комичном противостоянии простого человека с обыденностью автор показывает духовное содержание, обезображенное бессмысленной реальностью и отсутствием культурного развития. За смехом, за юмором в рассказах ощущается грусть и любовь к человеку. Автор пишет: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Для писателя это был непростой путь от сопереживания чудаковатым героям до понимания важности осмысления и обобщения исторического пути русского народа.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Единичный выбор.
Как называют в литературе героев В. М. Шукшина?
А) умники и умницы
Б) чудики, странные люди
В) исключительные натуры
Правильный вариант:
Б) чудики, странные люди
Василий Макарович Шукшин гордился своими крестьянскими корнями – он был родом из села Сростки на Алтае. Своеобразная народная лексика – характерная черта его произведений.
Главная тема творчества Василия Шукшина — это жизнь деревенского жителя. В своих рассказах он показывает читателю людей из народа, с их бытовыми заботами и тревогами, проблемами и конфликтами.
Человек в рассказах Шукшина, в основном, не доволен своей жизнью, бытом, он не хочет быть как все, мириться с этой «одинаковостью» и стремится показать свою индивидуальность не совсем стандартными и логичными поступками. Таких шукшинских героев и называют «чудиками».
Единичный выбор.
Рассказ Василия Шукшина называется:
«Свозил»;
«Смазал»;
«Срезал».
Подсказка: Главный герой рассказа Глеб Капустин — «начитанный и ехидный» человек, работник пилорамы в деревне Новая. Он славится тем, что, когда в деревню приезжают образованные люди, Глеб «срезает» их, ставя, как ему кажется, на место.